Автор: Маленков С.К.
Неизвестный ученик Менделеева
Эта
легенда использует цитаты из статьи "Вечный Студент".
Читателю, возможно, приходилось слышать уже это словосочетание. И мне
кажется, почти наверняка - в негативном оттенке суждения: так долгое уже
время называют отчисляемых за неуспеваемость неудачников, которые потом
"восстанавливаются" на продолжение учёбы в этот же ВУЗ (или в
другой), опять неважно учатся и опять их изгоняют, а они опять
"всплывают" где-нибудь в качестве студента… В
отличие от них неуспевающий ученик школы или профучилища получает менее
романтичное прозвище "второгодника". И тут всё ясно: он просто
"топчется" почти в каждом классе вторично, теряя время жизни без
видимой пользы для себя и для общества. Но
читатель почти наверняка не знаком с более почётным
вариантом звания "вечный студент". Это весьма нужную "ступень социальной значимости" и "категорию обучающегося" (формулировки мои)
студентам придумал великий российский учёный Дмитрий
Иванович Менделеев. Вот
его-то верным учеников в воплощении идеи непрерывного и добросовестного
образования и стал я, никогда не помышлявший стать химиком, а потому до
этого "рокового" 1969 года мало читавший о Менделееве. Его биографы
и последователи в химии тоже мало знали и знают о его
"нехимических" идеях. И о таких преданных учениках, как я. В
любом государстве полно проблем. Почему школьник становится
"второгодником"? Не рождён для наук или к ним у него вызвали отвращение неподобающим способом преподавания?
Почему молодые люди, вполне сложившиеся граждански, выбравшие профессию и
ВУЗ, вдруг неважно учатся, не радуют успехами себя, друзей, родителей и
страну? Часто
студента обвиняют самого в его неудачах. А в этом - и неудача педагогов нынешних, и педагогов предыдущих. А их
неудачи часто "покоятся" на неудачных правилах преподавания, на
"обязательных" программах преподавания, на принудиловке и
запугивании карами… А должна быть заинтересованность
в учении и свобода выбора! И
эдакие "правила" рождаются, как правило, не в учебных заведениях,
не по их инициативе, а с "высоты государства", навязываются
чиновниками, часто мало смыслящими в передовых методиках педагогики, не
имевших собственных достижений в ней. И
это не единственные "чудачества" и неудачи государства. Нередко
многие проблемы общества порождены дефектной, неэффективной "системой
нормотворчества" государства. А
в этой системе работают люди, которых плохо этому обучили (а чаще и не учили
вовсе!). Или люди откровенно злонамеренные. И мы невольно подходим к вопросу корпоративных
отношений в госуправлении, в образовании[1], в обществе. Этот круг отношений давно меня интересует,
мною изучается. Мною написано и разослано немало статей и законодательных
инициатив для наилучшего реформирования этих отношений. Часть из них уже
выставлена на сайт www.uniqum.ru[2] , часть из них издана в журнале "Гражданская
инициатива". Электронную версию этого журнала Вы сейчас и читаете.
Некоторые книги (и отдельные материалы) этого журнала также были выставлены
на сайт www.uniqum.ru[3] для боле широкого ознакомления общества с ними. Спасибо
техническому прогрессу! Спасибо
прогрессу в настроениях и в поведении общества, которое хоть и допустило
вместе с "перестройкой" обычный развал, хоть и допустило
"реформы" без объявления проектов и доказательства полезности и
эффективности (более похожие на создание условий
для массовых мошенничеств), но допустило некую долю свободы слова и
мнения, свободы защиты прав. Защищая
права нынешние, я использую защиту прав и наших достойных предков. В том
числе - выступая в защиту идеи Д.И. Менделеева о необходимости и пользе
непрерывного профобразования. Будучи
ещё студентом МАТИ (69-74 г.г.), я "копал" в библиотеках многое
сверх учебной программы ВУЗа. Так у Д.И. Менделеева
(а МАТИ – это не химия, а авиация!) мне (при навязывании изучения химии на 1
курсе) понравилась идея, впервые
сформулированная именно в России (и именно Менделеевым Д.И.), - о
необходимости непрерывности образования.
Она нашла отражение в программах подготовки инженеров и техников
промышленности ещё прошлого века и под
названием "Русский метод технического образования" отмечена четырьмя медалями (!) на Всемирной выставке в
Париже в 1867 и в 1878 г.г., в 1873 г. в Вене, в 1876
г. в Филадельфии. Более 130 лет назад! Сам-то метод, пока оказался отмеченным столь высоко, много лет
уж практиковался Менделеевым в России, совершенствовался на его учениках. В
1909 г. на Всероссийской выставке в Казани Московское промышленное
училище (ныне РХТУ им. Менделеева) удостоено Большой
золотой медали "За образцовую постановку учебного дела". Пять престижных медалей за одну идею! В течение четырёх
десятилетий засвидетельствовали медали приоритет и наивысшие достижения
российского учёного! К
сожалению, просматривая некоторые работы, посвящённые формам и методам
непрерывного образования, дистанционного образования, - я не наткнулся на
ссылки о Менделееве и его достижениях. Что ж, значит, приоритет отстаивания его идей в современной России - за мной. Но
мне одному - не справиться. Слишком много неверного, ошибочного материала с
взаимоповторами и ссылками плодят различные исследователи ежегодно.
Присоединяйтесь! Предстоит
создать максимально полную библиографию по данной теме, собрать в таблицы все
высказанные на данную тему идеи и предложения. С
внедрением после 1917 года революционного "всеобуча" и отвержением
"буржуазного" образования великолепная российская идея и полувековой[4] прогрессивный опыт её внедрения
оказался забытым потом на 80 лет при "народной" власти. То, что было признано "Русским методом
технического образования" надо было расширить до возможно большего
вида преподаваемых и получаемых знаний и навыков. Для
меня это было очевидно. Для моих педагогов и чиновников - нет. Неоднократно
поданные в МинВУЗ СССР мною в начале 70-х годов предложения
восстановления и расширения опыта непрерывного образования - были
отвергнуты дежурными "отписками" нерадивых чиновников, а
претендовавшего на диплом с "отличием" автора предложений чуть было
не "вышибли" из ВУЗа за нарушение идеологических установок КПСС. Об
этом рассказано в книге К.В. Строгинцева "Уникум, мечтавший о безработице". Мною получен-таки диплом с "отличием", но
вместо рекомендаций на диссертацию и внедрение получено и
"распределение" на болота в ракетные войска (см. повесть
Строгинцева "И один в
поле воин"). Идеи
"властям" подавались и потом (см. повесть "Капризный новичок" и продолжение серии повестей). Но ко мне, рядовому инженеру
АвиаПрома, не прислушивались. Спустя почти 30 лет, 31
октября 2000 года коллектив учащихся профучилища №22 с
триадой проектов "Учитель
2000", "Интернет-кафе-магазин ПУ22" и "Издательско-полиграфический центр ПУ22", связанных идеями Менделеева Д.И. и Маленкова
С.К., под моим руководством, - заняли 2-е место в ежегодном городском конкурсе бизнес-проектов учащейся
молодёжи, на его "окружном" этапе
в Северном административном округе
Москвы. А 2-го декабря 2000 года необходимость непрерывного образования уже я сам защищал в выпускной своей ("дипломной") работе в Институте дополнительного образования Российской международной академии туризма (ИДПО РМАТ). Работа мною названа "Правовые проблемы корпоративных отношений в сфере туристского образования". Администрация
РМАТ находилась в 2000 году в Сходне (Московской области). Хотя имела
"площадку преподавания" в Москве (возле Третьяковской галереи),
использовала и др. арендованные аудитории. В упомянутом конкурсе учащейся
молодёжи Москвы РМАТ не участвовала. А с ним, увы, и я сам. Хотя я (как
студент РМАТ) подходил под категорию участников конкурса, я всё же -
исключение из правил, не молодёжь. Я, скорее всего, - первый "вечный студент" (по менделеевской
классификации), но современного периода образования.
В Москве, может быть – и в России. Обзора и статистики мировой практики
непрерывного образования мне в руки пока не попадало (хотя защищено уж много
десятков одних только диссертаций на тему непрерывного образования, а к ним
написано и много статей научных публикаций и в СМИ). Это мой пятый диплом.
Не считая трёх офицерских специальностей в РВСН. К 40 годам я имел около 40
специальностей[5], документально оформить и аттестовать которые при
имевшихся тогда правилах КЗоТ и образования[6] без прямой заинтересованности работодателя - было
просто невозможно. И такая неряшливость государства заметнее в
регистрации достижений людей талантливых[7]. А такое должно быть просто недопустимо! Поэтому
статистику количества и качества кадровых ресурсов СССР можно использовать
условно, но не считая её полностью достоверной. Ни одна из полученных специальностей не была для
меня "лишней". Все востребованы необходимостью в работе, все
полученные знания - использованы. Но ни по одной профессии государство не обязалось поддерживать мои знания на актуальном
уровне. Государство ведёт себя, как лицо, заинтересованное в
снижении качества моих знаний и эффективности их применения. Это
абсурдное и преступное качество государственной функции
государственной
функции образования и подготовки кадров. Но,
у меня сегодня - вторая группа инвалидности по заболеванию костной системы,
мне разрешена только работа в "спец. условиях". И дистанционный
туризм, дистанционные услуги, или дистанционное образование - доступные для
меня сферы деятельности. Если они будут доступны для меня технически. Нужен
ещё круглосуточный и бесплатный доступ в интернет, хороший компьютер и модем,
чистый канал связи… Всё это не гарантировано ни государством, ни российским уровнем пенсий,
ни реальным социальным обеспечением и обслуживанием. Хотя Россия давно
подписала соответствующие международные обязательства (см., например: Всеобщая
Декларация Прав Человека (ООН, 10.12.1948), Стандартные правила обеспечения
равных возможностей для инвалидов (ООН, 20.12.1993, резолюция 48.96), приняла ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ (N
122-ФЗ от 2 августа 1995 года), ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Гарантии прав граждан и их защита -
внесены в Конституцию РФ. Декларативно. Но ни самой Конституцией
(Законом прямого действия и основным законом страны), ни всем прочим
законодательством "правового государства" – гарантии государства не
гарантируются практикой правоприменения и правозащиты. В
январе 2000 года – должен был бы быть общегородской московский этап
упомянутого конкурса учащейся молодёжи, поэтому все "наработки" в
эту работу (уже превышающую рекомендованную "норму" 40-60 страниц
на дипломную работу) - не выносил. Но администрация поступила с моими идеями
ещё хуже – она сняла нас (призёров!) с городского этапа конкурса. Но
этот этап признания (в Северном округе Москвы и на защите в РМАТ) - ещё не внедрение предложенного. Автор
надеется на полезность его работы и предложений для РМАТ и ИДПО РМАТ, на
активные совместные усилия по внедрению предложений в РМАТ и совместно с Комитетом Высшего, Общего и
Профессионального образования Москвы, с Министерством образования РФ. Автор
рассчитывает на размещение его работ в библиотеке[8] РМАТ и на сайте РМАТ, на использовании их в
защищаемых в РМАТ диссертациях. Именно правовые вопросы в педагогике освещены
весьма недостаточно. А многие вопросы в освещаемом мной ракурсе показаны впервые. В
работе рассмотрены совместно проблемы туризма и его
преподавания, связанные с общими проблемами
(к сожалению уже не уникальной ситуации) правового
государства с недействующим законодательством, с проблемами образования как такового, его формами и
финансированием, связанные с общими проблемами
эффективного управления, с проблемами законодательства и законности, с
проблемами защиты прав граждан (объединений и организаций), с внедрением
международного права в национальном законодательстве. В
работе развита идея непрерывного образования в свете достижений
информационных технологий, органично связанная с уже
действующей практикой дистанционного образования, показано участие самого автора во внедрении своих
идей. Данная
работа ещё шире представляет проблемы обычного,
непрерывного и дистанционного образования, показывая
их правовые проблемы и предлагая их решения. В
работе традиционно внедрена моя идея (направлявшаяся в МинВУЗ ещё в 70-е
годы, внедрённая мною в журнале "Гражданская инициатива")
- обобщения идей автора в сводную таблицу. К
работе мною традиционно (с начала издания журнала "Гражданская
инициатива") прикладывается и её электронная
версия на CD для выведения на печать (тиражирование) и в базу данных
интернет. В приложение на CD (также традиционно) входят
связанные гиперссылками упоминаемые нормативные акты и документы. В
приложении на CD - более 60 прилагаемых нормативно-законодательных актов[9]. Работа
высоко оценена Рецензентом (доктором педагогических наук Кузнецовым В.М.) и
руководителем дипломного проектирования (доктором технических наук
Кибальниковым В.С.) Работа
широко выходит за рамки преподаваемых в РМАТ дисциплин и использует опыт моей
работы в созданном мною Фонде Гражданских Инициатив, мои предыдущие
публикации, также приведённые на прилагаемом CD вместе с электронными
версиями данной работы. 2000-2003-2006-2012 |
ã Фонд гражданских
инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2012
ã Маленков С.К.,
член Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт
(тут - автообмен ссылками)
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без согласования с автором
и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей
стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые адреса даются
только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование
адресов электронной и обычной почты для
рассылки рекламного или иного информационного мусора будет
наказываться.
Обновление:
01-02-2012fog
[1] Эту тему я и взялся осветить в своём студенческо-профессорском дипломе за полугодичный курс РМАТ
в 2000 году. Студенческая, - т.к. это выпускная работа студента, но приглашённого специально написать
работу на эту тему, чтобы она вошла частью диссертации (разделом юридических и методических
новаций) ректора РМАТ.
[2] сайт стёрт в июне 2007 года по инициативе спонсора хостинга. Материалы сайта перенесены на
www.malenkov.by.ru, но когда враги закрыли и его, материалы размещены на www.fogrin.narod.ru и в
[3] сайт стёрт в июне 2007 года по инициативе спонсора хостинга. Материалы сайта перенесены на
www.malenkov.by.ru, но когда враги закрыли и его, материалы размещены на www.fogrin.narod.ru и в
[4] от середины 19 века до революции 1917 года.
[5] А к 50 годам – более 50 профессий. На сайте стоит список моих навыков по более чем 70 специальностям!
[6] Без направления организации по основному месту работы во 2-й Вуз поступить было нельзя (имея уже
один диплом ВУЗа).
[7] Большая их часть просто не регистрировалась. Они (их описания) терялись (и уничтожались) в письмах, в
отклонённых проектах, в не дождавшихся очереди на внесение в планы или в очередь финансирования и
т.п.
[8] это не произошло в первые 5 лет после защиты… Значит, только иные поколения более честных смогут
изменить отношение ко мне и к моим работам.
[9] В большинство студенческих работ это не включается вообще, в диссертациях – тоже редкость.
И особенно то, что к действующим законам даны мои комментарии.